Импортозамещению мешают старые привычки
Импортозамещению мешают старые привычки
Госпрограммы развития отечественного производства и успешно работающие предприятия существуют отдельно друг от друга
18 ноября в Совете Федерации ожидается выступление министра промышленности Дениса Мантурова, на котором он расскажет сенаторам о проделанной работе по развитию импортозамещения.
Во многих отраслях наша страна зависит от импортных поставок на 80-90 процентов.
Среди них авиастроение, машиностроение, станкостроение, медицинская и фармацевтическая промышленность. В поддержку импортозамещения разработано 19 государственных подпрограмм. Работа по ним началась полтора года назад. Что удалось сделать за это время и что по-прежнему мешает импортозамещению?
Есть и деньги, и программы
Денег на импортозамещение в последние полтора-два года государство не жалеет. Не жалеет и организационных усилий: для развития отечественной промышленности за это время было подготовлено огромное количество разных документов. Этой работой занимаются не только федеральные министерства, но и региональные власти. Пока доллар стоил тридцать рублей, вкладывать инвестиции в реальный сектор экономики было невыгодно, но после прошлогоднего падения курса рубля импортные товары российским покупателям оказались не по карману, теперь они готовы покупать отечественное и заниматься производством внутри страны стало выгодно.
Одновременно федеральные власти подготовили новые документы, касающиеся вопросов импортозамещения, первым из них стала госпрограмма «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», принятая ещё в апреле 2014 года. В ней предусмотрено финансирование под конкретные программы на один триллион рублей, а рассчитана она до 2020 года.
В выигрыше крупный бизнес
В развитие госпрограммы Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс, Минсельхоз, Минздрав, Минэнерго подготовили 19 подпрограмм. В свою очередь, Правительство приняло программу поддержки инвестиционных проектов в АПК, обрабатывающей промышленности, химическом производстве, жилищном строительстве, транспорте и энергетике. В её основу легло так называемое проектное финансирование, в рамках которого деньги получили предприятия, которые смогли обосновать важность своих проектов стоимостью от одного до двадцати миллиардов рублей. Условия таковы: не менее двадцати процентов стоимости платит инвестор, на оставшуюся сумму он может взять целевой кредит в уполномоченном банке под фиксированную ставку девять процентов годовых.
По информации Минпрома, одобрено уже более сорока таких инвестиционных проектов. Среди них строительство ледокольных судов для круглогодичной работы на полуострове Ямал, создание фармацевтического производства в Кировской и Ярославской областях, строительство завода по глубокой переработке сои в Амурской области, запуск четвёртого оператора мобильной связи в Москве, создание нового аэропортового комплекса в городе Ростов-на-Дону и многое другое. Словом, в выигрыше остаётся пока крупный бизнес. Однако этого явно недостаточно, чтобы импортозамещение стало по-настоящему массовым, чтобы результаты его почувствовал каждый. Для этого, считают эксперты, нужно снизить в два-три раза «входной билет» в эту программу, то есть с одного миллиарда рублей до 500 миллионов, и тогда средства получат небольшие региональные предприятия, которым банки чаще всего отказывают в предоставлении кредитов.