Гродетур

гродетурНаиболее популярным был тяжелый шелк с золотыми нитями. Из гродетура изготавливались изделия для дома - великолепные уточненные шторы с ламбрекенами, использовалась материя и для обтяжки мебели, и для производства одежды.

Ранее существовало модное правило оформления интерьера, по которому обивка стен, подушки, портьеры и элементы декора делали из одной материи. В 19 веке гродетуром в России называли любую тяжелую плотную шелковую материю. Со временем труднопроизносимое слово переродилось в более привычное для нас название «гарнитур» - «набор предметов». Новое название относилось как к ткани гродетур, так и ко всем плотным материям из шелка.

Но на самом деле гродетур – это рельефная материя одного цвета, обычно насыщенного лилового, синего или зеленого. При выработке материи основная нить перекрывалась двойной нитью утка, в результате получалась довольно плотная немнущаяся ткань гродетур, привлекательная внешне и практичная. Она долгое время сохраняла популярность среди представителей купечества и духовенства. Материя дорогая, но практичная в носке, считалась показателем трезвого взгляда на жизнь и степенности. В эпоху Петра I активно развивалась собственная текстильная промышленность, мануфактурщики были заинтересованы в разработке и получении новых качественных материй. Такой подход давал возможность обеспечивать внутренний рынок достаточным объемом тканей. Русский гродетур хоть и шел своим путем развития, но во многом повторял своего зарубежного собрата. Русский вариант ткани отражал народный колорит – рисунки на русской шелковой материи отличались от принятых в Европе, которые развивались под влиянием стиля рококо. Русский вариант гродетара отличался более яркой гаммой красок и растительными элементами в рисунке: ромашки, маки, тюльпаны, гвоздики. С начала 20 века производство гродетура было остановлено.